Школьный туризм

 

За текучкой многие из нас редко могут позволить себе осмыслить то дело, которым занимаются. А туда ли мы идем, да еще ведем за собой детей? А какие перспективы впереди? По туризму написано несколько диссертаций, но очень немногие их читали, да потом в среде практиков очень скептическое отношение к теории. А особенно в настоящее время, когда перестали действовать старые административные рычаги и коренным образом изменилась ситуация в школе.

Данная работа была написана одним из ведущих детских туристов-педагогов Валентином Михайловичем Куликовым еще в 1992 году, то есть в то время, когда в школе шла капитальная реорганизация и было непонятно, останется ли вообще туристско-краеведческая работа. Сам практик, воспитавший более сотни туристов, работавший руководителем кружков, зав. отделом туризма районного Дома пионеров, заместителем директора Центральной детской туристско-экскурсионной станции Минпроса СССР, Валентин Михайлович после выхода на пенсию начал работу по теоретическому осмыслению такого явления, как детский туризм. Им было написано несколько книг, готовилась к изданию серьезная работа по педагогическому обоснованию туризма в школе. Как показывает жизнь, положения концепции, публикуемой нами, остались злободневными, и мы рассчитываем, что они будут с интересом восприняты педагогами-туристами. Может быть, некоторые позиции покажутся спорными, но эго точка зрения конкретною автора, большого специалиста-практика и теоретика детского туризма. И пусть данная работа заставит Вас задуматься, проанализировать свои действия.

Три замечания вместо предисловия

Концепция — это способ понимания предметов и явлений, способ их трактовки (БЭС). Концепция — это теория. «…
А практика без теории слепа» (Ленин).

Плюрализм мнений — явление нормальное. Но когда люди берутся за общее дело и у них нет единства в понимании его, то слаженной работы, толкового результата может и не получиться.

Читая, вникай! Ибо трудно писать, а читать еще труднее — надо продираться сквозь глухие дебри слов, чтобы понять мысль, которую хотел, но не смог точно выразить автор.

О ПРЕДМЕТЕ «ТУРИЗМ», ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИИ

1. В литературе к существительному «ТУРИЗМ» можно обнаружить множество разных прилагательных — «дальний», «местный», «зарубежный», «иностранный», «пешеходный», «горный», «лыжный», «водный», «плановый», »самодеятельный», «детский», «пролетарский», «спортивный», «семейный», «коммерческий», «социальный», «познавательный», «экскурсионный», «спелео», «авто», «охотничий» и т.д.

В периодике промелькнули даже такие, как «вещевой», «культовый» и «сексуальный» туризм.

Уже само это обилие прилагательных говорит о неоднозначности понятия «туризм». Поэтому и затруднительно дать ему исчерпывающее определение.

Наверное, в школе туризм может именоваться не только школьным, но и педагогическим туризмом.

2. Но все эти прилагательные характеризуют лишь частности туризма, все они являются признаками переменными, а не раз и навсегда свойственными туризму Все они характеризуют разные стороны конкретных форм туристских мероприятий: главную цель, продолжительность, способ передвижения, способ организации, сезон, контингент участников и т.п.

А каков коренной, неизменный его признак? Такой, без которого само понятий «туризм» исчезает?

«Корень» туризма заключается в ПЕРЕМЕЩЕНИИ человека в пространстве от места его постоянного проживания в какие-либо другие места. Без перемещений нет туризма.

Вместе с тем и «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ» тоже не полностью определяет туризм, так как оно свойственно многим другим явлениям — научным экспедициям, служебным командировкам, военным походам, поездкам в гости, на отдых и т.д. Перемещение как непременный признак туризма само имеет по крайней мере три отличительных элемента:

— признака второго порядка, которые придают туристскому перемещению специфические черты:

— перемещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, не по обязанности, а по самостоятельно принятому человеком решению (или по решению, совместно выработанному коллективом людей); здесь исключением является ПЛАНОВЫЙ туризм, при котором человек-турист не полностью самостоятелен в определении основных параметров перемещений;

— туристское перемещение производится во время, свободное от служебных обязанностей, учебы. Исключение сделаем лишь для работников сферы туризма, а также для учителей, преподавателей, воспитателей и др.;

— перемещение туристов всегда является временным, длится определенный срок, по истечении которого турист возвращается к месту постоянного проживания.

3. В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны
— участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между ПЛАНОВЫМ и САМОДЕЯТЕЛЬНЫМ туризмом.

В чистом виде САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ в школе — это так называемые «САМОВОЛЬНЫЕ» походы и поездки детей без участия школы, по секрету от учителей и родителей. При этом руководителем (лидером) становится рядовой участник, признанный таковым всеми остальными участниками.

Для школы такой туризм — явление отрицательное (так как туристское мероприятие проходит без контроля и влияния педагогов). В студенческой среде такой туризм занимает основное положение и не является отрицательным.

4. У школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому.

Для детей туризм — способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенною образа жизни. А для учителей он — средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.

И те и другие понимают, что туризм не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между «делом и потехой». Если и квалифицировать туризм как отдых, то это не тот отдых, от которого, по выражению Н.К. Крупской, можно только «устать и поглупеть».

Однако, учитывая разность отношения к туризму, надо знать, что своих целей в туристской работе учитель постигнет быстрее и легче только при условии удовлетворения интересов детей, которые он должен понять и принять, несмотря на то, что они на первых порах, как правило, весьма примитивны (не вписываются и педагогические требования, нравственные установки).

О «ДВУХ ТУРИЗМАХ» В ШКОЛЕ

5. Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен — он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, — «Без странствований не создается ни одна индивидуальность».

Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.

6. Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму, для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени. Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму — создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников.

Таким образом, в школе фактически должно быть ДВА туризма: один как обязательный для всех классов («классный туризм»), но минимальный по объему, другой — для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, — как занятия в кружках по интересам («кружковый туризм»). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.

7. Четкое понимание бифуркации (разделения на две равноценные части, вида, направления) туризма в школе необходимо работникам школ, внешкольных учреждений, управленческих структур, так как только при этом возможно целесообразное, педагогически грамотное применение различных форм и норм туризма к разным контингентам детей. Непонимание бифуркации туризма нанесет ущерб делу.

О СОДЕРЖАНИИ И ФОРМАХ ТУРИЗМА В ШКОЛЕ

8. Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение выражению «туристско-краеведческая работа в школе» (ТКР).

Туризм, как все на свете, требует труда (так же как, например, чтобы скатиться на санках с горы, надо их тащить туда). Следовательно, и у туризма есть две стороны — «ПРОИЗВОДСТВО» и «ПОТРЕБЛЕНИЕ».

Потребительским содержанием туризма является все то, что он дает (может дать) человеку — тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу.

Эту «потребительскую корзину» туризма составляют:
а) радостные переживания (эмоциональность);
б) любопытная, полезная информация (познавательность);
в) укрепление здоровья,
г) физическое развитие;
д) яркие впечатления (восприятие);
е) разного рода полезные умения, навыки.

Повторю: педагогика, школа, учитель должны подходить к потребительским свойствам туризма диалектически — брать в свой арсенал весь комплекс их и делать дело с учетом постепенного развития, углубления интересов детей, не навязывая им свое понимание потребительских свойств туризма.

9. «ПРОИЗВОДСТВО» туризма — это вся та многообразная работа, которую должен сделать человек, чтобы получить удовольствие от туризма.

«Производство» для туриста не цель, а лишь средство, то есть как бы «нежелательная» часть предприятия. И тут потенциальным туристам на помощь приходит коммерческая туристская сфера, которая берет на себя заботы по «производству» — так называемый плановый туризм. За соответствующую плату он обеспечивает все, что нужно. Однако само «производство» туризма обладает огромным педагогическим потенциалом. Поэтому для школы «производство» туризма не менее значимо, чем «потребление». Поэтому плановый туризм для школы значительно менее целесообразен, чем туризм самодеятельный.

10. Помимо потребительского, школьный туризм имеет и педагогическое содержание. Оно заключается в его свойствах, дающих в руки учителя инструмент разностороннего воздействия на воспитанников.

Сюда, кроме содержимого упомянутой «корзины», во-первых, отнесем совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника, которые дает туризм. К походе, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там — быт, труд, преодоление трудностей и лишений, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность — все раскрывается до дна в живом общении. В обычной школьной жизни таких возможностей никогда не возникает. А доскональное знание воспитателем своих подопечных — непременное условие хорошей работы.

Во-вторых, туризм — отличная форма реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

И в-третьих, если школа полномасштабно использует не только «потребление», но и «производство» туризма, то она получает возможность построить педагогический процесс на самой эффективной методике — коллективной творческой деятельности.

Повторю: это возможно лишь при условии приоритета самодеятельного туризма по отношению к плановому. Содержание ТКР в школе будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся эта работа построена на самоорганизации, то есть когда дети потребляют то, что сами производят.

11. Туристская работа (занятия туризмом) очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), турлагеря, музеи… Не следует забывать, что есть и международные лагеря, позволяющие провести каникулы за рубежом. Каникулы в Европе в языковом лагере — это прекрасный способ и отдохнуть, и получить бесценный опыт, который невозможно получить только на занятиях в школе.

В использовании форм ТКР отражается бифуркация туризма в школе: отдельные формы (например, занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только для больших любителей туризма, а другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (например, одно-двухдневные походы, простейшие соревнования, семинары, местные экскурсии и т.п.).

12. Однако доминантой среди форм ТКР в школе является ТУРИСТСКИЙ ПОХОД, так как только походы в их собственном разнообразии видов обладают наиболее широким набором потребительских свойств и с педагогической точки зрения являются наиболее комплексным средством воспитательного воздействия. Только в этой форме ТКР наиболее полно реализуется то, что может извлечь из нее и школьник и педагог.

Обязательной чертой всякого туристского похода является перемещение человека (группы) активным способом, то есть с помощью своей мускульной силы. Поход — ключевая форма ТКР. Без походов нет туризма в школе, и ничто другое не может служить их заменой.

13. Многие практики понятие «школьный туризм» ограничивают единственным смыслом — изучением края (краеведением, родиноведением), то есть познавательностью. Краеведческую работу считают главным содержанием туризма (для кого?). Такой подход обедняет воспитательную роль туристского похода — доминантной формы всей работы по туризму — и нередко отталкивает детей от походов, так как у них, как правило, совсем иная мотивация занятия туризмом. Изучать им претит. Им это надоедает на уроках.

Ходовой словесный ‘бином» — «туристско-краеведческая» — вовсе не означает, что его два слагаемых одно без другого «теряют лицо», не могут существовать каждое по отдельности. Нет. Виды деятельности, характеризуемые этими двумя прилагательными, вполне самостоятельны, а объединяются в общее понятие (туристско-краеведческая работа) просто потому, что когда-то кому-то представился возможным туризм с «закрытыми глазами». А точнее сказать — потребовалось, как выразился один московский «образованец», соединить «приятное с полезным» (видимо, считая, что туризм — занятие малополезное, а краеведение — малоприятное). И вот их сочетают «в браке»: исходя из приоритета знаний, решено было (хотя бы терминологически) присоединить «ходовой товар» (туризм) к «товару», не пользующемуся у школьников повышенным спросом, то есть дать краеведение «в нагрузку» туризму.

В решении вопроса о содержании туристских походов надо исходить из интересов детей, а мы идем от мнения «педагогических теть и дядь», которые «лучше» знают, что нужно детям.

14. В упомянутом терминологическом тандеме получила отражение идеология нашей системы образования. Но этот тандем не безобиден с точки зрения воспитания. С давних пор Система ведет гонение на туризм: если проводился поход но местам революционной, боевой и трудовой славы, то он признавался делом хорошим и нужным. Если же молодежь просто шла в поход в горы, в тайгу, то такой туризм оскорбляли прилагательным »голый», называли его «пустой шагистикой» и т.п.

Система не видела иного смысла в туризме, кроме его краеведческого наполнения. А результат — отторжение некоторой части школьников от хорошего дела, занятия по интересу.

Когда краеведение ставится по главу угла туристского похода (становится его целью, заданием), тогда строгое прохождение заявленного маршрута с его собственным содержанием — протяженностью, набором естественных препятствий, автономностью жизнеобеспечения и т.п. — ставится в подчиненное положение, перестает быть обязательным, теряет приоритетность. Часто во имя Главной Цели — выполнения краеведческого задания — происходят многочисленные нарушения: сокращения маршрута, отклонения от намеченной нитки, подъезды на попутном транспорте там, где планировалось передвигаться активным способом, обходы препятствий и т.п. То есть поход перестает быть таковым, но его Главная Цель оказывается достигнутой.

Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: «Туризм — это краеведение, но краеведение — это не туризм».

Для организованного, культурного туризма прохождение намеченного маршрута является приоритетным. А для краеведения маршрут и способ передвижения не самоценны.

15. Вполне правомерно говорить и о бифуркации краеведения в школе: простые визуальные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет и серьезное, глубокое краеведение без связи с туризмом. Нет необходимости настоящее краеведение обязательно увязывать со спортивными нормами походов; трудно втиснуть серьезную поисковую, научно-исследовательскую работу в строгие рамки спортивного похода. Часто от этого проигрывают и познавательность и спортивность, а главное — страдают дети от перегрузок.

Здесь не должно нам изменять чувство меры.

Пусть в школе будет и серьезное краеведение по разным отраслям знаний (назовем его «научным краеведением») и туристское краеведение: юные путешественники в своих походах, на слетах и на соревнованиях всегда будут получать и знания, и впечатления о краях, где пролегают их маршруты.

16. СПОРТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ туристского похода состоит в преодолении туристами собственными силами и средствами различных естественных препятствий на маршруте, а также трудностей и лишений походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным; оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.

Спортивные задачи похода будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в неосвоенной и порой весьма агрессивной среде походного обитания.

17. К ЕСТЕСТВЕННЫМ ПРЕПЯТСТВИЯМ, помимо модных ныне веревочных переправ, подъемов и спусков по веревкам и других так называемых «технических элементов» (в каждом виде туризма они свои), на первое место надо поставить само РАССТОЯНИЕ — длину переходов, длину маршрута в целом, то есть КИЛОМЕТРАЖ. Независимо от наличия удобных дорог или полного безтропья на маршруте, сами километры пространства требуют преодоления, а все остальные сложности, препятствия являются дополнением к ним.

К спортивному содержанию туристского похода относится и точное прохождение намеченного маршрута — ОРИЕНТИРОВАНИЕ на незнакомой местности по карте и компасу. Этот элемент содержания требует серьезной интеллектуальной работы, хорошего знания географии и топографии, смекалки, умения наблюдать, суммировать и анализировать факты.

Также к спортивному содержанию походов я отношу и временный отрыв туристов от привычной домашней, уже освоенной комфортной среды обитания и переход на полное АВТОНОМНОЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ, когда все блага жизни приходится добывать своим трудом — немалыми физическими и умственными усилиями. Поход, как прыжок в ледяную воду после парной бани, создает контраст между привычным укладом жизни в комфортной домашней повседневности и «бесприютным кочевьем». Он позволяет участникам многое переосмыслить, оценить по-новому. Эта так называемая «борьба за выживание» привлекает ребят возможностью испытать и утвердить себя, она — одно из важных побуждений к занятиям туризмом.

18. Для так называемой ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ работы характерно многоцелье, разнообразие форм и «завтрашних радостей». И это необходимо сохранять как в работе в целом, так и, в частности, для ее доминанты — похода. Не зря туристско-краеведческую форму работы с детьми называют самым комплексным видом внеклассной воспитательной работы.

Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм туристских занятий детей, так как только при этом можно полнее удовлетворить разнообразные интересы детей, вовлечь наибольшее их количество в туризм, построить в школе так называемую систему ТКР. То же и в отношении походов: выделяя одну цель-задачу как главную, нельзя превращать её в единственную, нельзя упускать из виду другие цели. Это разрушило бы поход как педагогический комплекс, позволяющий разносторонне влиять на развитие ребенка.

Потребительскую и педагогическую ценность туристского ПОХОДА можно повысить только за счет наполнения его содержания разнообразными слагаемыми, а не путем усложнения отдельных компонентов за счет опущения других.

О КОЛИЧЕСТВЕ ТУРИЗМА В ШКОЛЕ

19. Убежден, что туризм в системе внеурочной работы должен культивироваться абсолютно в каждой школе. Сошлюсь на авторитет доктора педнаук В.М. Коротова, на его тезис: «Школа, в которой не ведется туристско-краеведческая работа с учащимися, — это школа не современная, ущербная».

Каково должно быть количество туризма в школе?

Два определенных заключения можно сделать как бесспорные:

1) количество должно определяться с учетом бифуркации, то есть быть различным для ребят, занимающихся в туристских кружках и для остальной массы учащихся — для
классного туризма;

2) каждая школа должна сама для себя определять количественную сторону туризма (и по количеству собственно походов. и по разнообразию культивируемых форм этой работы) с учетом трех таких условий:
— педагогической целесообразности;
— ученической потребности;
— учительской возможности.

20. Системное состояние туризма в школе характеризуется всеохватностью, регулярностью, бифуркацией, разнообразием форм и видов и самоорганизацией. Но оно никак не регламентирует его количественную сторону.

Приемлемыми для всех школ страны, вероятно, могут быть нормы количества туризма в классах, содержащиеся в Положении о ТКР в школе, утвержденные Приказом Минпроса СССР № 190 в 1985 г., а именно — по 2-3 похода в год. При этой норме каждый ученик за время обучения в школе поучаствует в 27 одно-двухдневных походах. Такие нормы, может быть, чуть ниже возможных, но они средние и реально достижимые школой.

А вот нормы, предложенные В.И. Куриловой в ее книге «Туризм», — 147 походов за годы учебы, и в том числе много сложных спортивных походов — это фантастика. К массовому (классному) туризму они никак не применимы.

В кружковом туризме количественная сторона определяется учебным планом, программой.

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ТУРИЗМА

21. Объективно педагогический потенциал школьного туризма весьма велик. Однако на деле коэффициент полезного педагогического действия его зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов, учителей, от их понимания, умения и опыта и этой области.

В ретроспективе школа использовала далеко не весь воспитательный потенциал туризма. На практике и сейчас наблюдается много отклонений от оптимального для целей педагогики его использования. Эти отклонения имеют следующие направления.

22. По разделу «Потребление»:

1). Исходя из приоритета обучения (культ знаний), предпочтение в туристских и краеведческих занятиях отдается краеведению, экскурсиям, экспедиционной форме, а не походам, в результате чего школа недоиспользует то, что можно взять от туризма.

Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые обосновывались тем, что дают детям большой объем полезной информации и содействуют интернациональному воспитанию. Но при этом никак не использовался оздоровительный фактор туризма, его влияние на физическое и нравственное воспитание школьников.

2). Значительное распространение получил и перегиб в сторону излишней спортивности туризма. Отдельные энтузиасты такого подхода к туризму допускают завышение спортивно-технической сложности походов (особенно по части веревок), устраивают «гонки» на маршруте, перегружают их количеством естественных препятствий.

То же наблюдается при проведении соревнований юных туристов. Организаторы требуют явки на старты массы неподготовленных детей, которые еще и «не нюхали пороху» (а часто и не занимались в кружках и секциях) и ставят для них сверхсложные дистанции без учета уровня владения техникой. Нередко такое увлечение спортивностью реализуется за счет снижения познавательного наполнения походов.

3). Снижает педагогическую значимость туризма и чрезмерная опека ребят в походе, когда учительница сама решает, по какому азимуту двигаться, какую кашу варить — вообще все вопросы жизни группы. Нередко учительница в походе сама варит пишу. сама раскладывает ее по мискам, ставит палатку, укладывает за ленивого его рюкзак, моет посуду и т.п.

Такая заботливость и такое недоверие детям оборачиваются жирным педагогическим минусом в части привития школьникам разнообразных полезных навыков, воспитания трудолюбия, формировании философии труженика.

4). Еще одно отклонение — стремление к избыточной комфортности. Оно проявляется и в стремлении избежать активных форм перемещений, и в кулинарных излишествах походной кухни, и (парадокс!) в перегрузке рюкзаков обилием предметов снаряжения, и в обеспечении слетов, турлагерей электроосвещением, телевидением, концертами профессиональных артистов, торговлей деликатесами и т.п.

Комфорт — враг воспитания. Он развращает и духовно сушит человека. А в туристском походе, смысл которого в испытании себя временным отказом от благ цивилизации, в проверке и закалке своего характера и борьбе с лишениями и трудностями автономного бытия, он просто абсурден.

23. По разделу «Производство»:

5). Как уже отмечено, «производственная» сторона школьного туризма используется педагогикой очень слабо, так как приоритет зачастую отдается туризму «на всем готовеньком» в ущерб педагогически более эффективному самодеятельному туризму. Особенно усердствовало, внедряя в школу коммерческий «путевочный» туризм, БММТ «Спутник» и тем самым нанес немалый ущерб становлению, развитию системного туризма в школе.

6). Другим серьезным недостатком в использовании потенциала туризма в школе является командный стиль руководства детскими объединениями, неуважительное отношение школы, учителей к личности учащегося (фактически — отрицание ее). Как правило (за редким талантливым исключением), в работе по подготовке туристских мероприятий лети всегда ставятся учителями в положение физических исполнителей их воли. Они не допускаются к главному в деле — к интеллектуальной части всей этой работы, то есть решению принципиальных вопросов. Все решает где-то «за кулисами сам учитель, а дети потом «с энтузиазмом» претворяют в жизнь эти решения. И, конечно же, они с этими решениями, как правило, «целиком и полностью согласны».

Такой стиль угнетает обучающую и воспитывающую функции «производства» туризма, провоцирует интеллектуальную лень, воспитывает бездумное исполнительство и равнодушие к делу. Сказать по-современному: командой у ребенка отнимается право на интеллектуальную собственность — его мысль, ею собственное решение жизненных вопросов, а тем самым снижается порог мотивации. В этой душной атмосфере интеллектуальная работа детей затухает и глохнет (вспомним: функция творит орган).

7). Еще одно: встречается вредное стремление упрощать «производство» — подготовку походов, экскурсий и пр., когда учитель, не придавая существенного воспитательного значения «производству» туризма, до минимума сводит этот процесс, комкает даже подготовку вопросов питания («продержимся на бутербродах»), ибо считает единственно важным лишь содержание (краеведческое ли, спортивное ли) предстоящего похода. Это происходит как из-за недооценки «производства», так и в силу большой занятости учителя, когда он не находит времени, чтобы добротно готовить каждое туристское дело.

24. ВЫВОД: школьный туризм сохраняет или теряет свои педагогические качества в зависимости от точки зрения учителя, от его подхода к туризму (его личной «концепции» школьного туризма). Чтобы избежать потерь, уменьшить их, надо коллективно выработать и внедрить в сознание учителей единый научно обоснованный подход к школьному туризму.

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ШКОЛЕ

25. Тяга к путешествиям дремлет почти в каждом ребенке. Ее лишь надо разбудить. Но недопустима очередная принудительная компания по «сплошной туристизации» школы. Тотальный туризм в школе нереален и не нужен.

Но как недопустимо администрирование, так и нельзя рассчитывать на то, что туризм сам собой пойдет в систему. Как форма досуговой деятельности туризм очень полезен педагогике и поэтому может рассчитывать на получение постоянной прописки в школе. Но не следует насильно внедрять его туда.

26. Полезно понять причины, по которым туризм так и не занял пока в школе должной позиции, не получил ‘»статуса» непременного раздела внеурочной учебно-воспитательной работы.

Еще в 50-х годах Минпросом России была указана причина этого положения — «…недооценка значения детского туризма руководящими работниками народного образования и неподготовленность учителей». Эта причина действительна, но она поверхностна. Более глубокими причинами я считаю:

— отсутствие отдельной оплаты учителю за проведение туристской работы. Хуже того — учитель всегда был вынужден сам нести немалые затраты из личного бюджета, чтобы иметь возможность ходить с классом в туристские походы;

— чрезвычайная занятость учителя основной работой — уроками. Заниматься с детьми туризмом приходится в свое личное время. А свободного личного времени у учителей-женщин практически нет;

— невозможность для большинства семей финансировать занятия своих детей туризмом в полном объеме.

Это причины, так сказать, физического, материального свойства. Но есть еще причины, лежащие в сфере профессиональной психологии, менталитета. В их основе лежит то, что туризм и господствующая в школе АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА — непримиримые антагонисты, между ними не может быть «тканевой совместимости». Почему?

А. Туристский поход резко ограничивает привычное учительское полновластие. Большой объем и условия педагогической работы на лоне природы в постоянном перемещении затрудняют реализацию властных функций учителя: нельзя вызвать родителей, директора или завуча школы, нельзя отдать традиционный приказ — «выйти из класса», нельзя и самому «хлопнуть дверью» и уйти, нельзя повысить голос на ученика за то, что он отстал или ушел далеко вперед от группы или полез в реку в опасном месте — он просто не услышит. И потребовать дневник тоже нельзя — нет его. Все привычные учителю атрибуты власти не действуют, но действует повышенная ответственность за детей. Не всякий житель способен подчинять себе детей, руководить ими не через систему «репрессий», а на основе простого человеческого взаимоуважения.

Б. В туристском походе группа находится в условиях автономного жизнеобеспечения, в результате чего учитель (как и каждый участник) попадает в экономическую (материальную) зависимость от детей, от коллектива тургруппы. Здесь социальный статус учителя приведен к общему знаменателю со всеми участниками. Это непривычно и тревожит учителя. По многим параметрам походного быта туризм лишает учителя его особого положения, каковое он всегда занимает в школе. Только прирожденный воспитатель не побоится такого положения, такой потери своих «привилегий».

27. Предпосылки для полноценного использования туризма в школе могут возникнуть только тогда, когда педагогическое сознание полностью освободится от комплекса авторитарности.

Но сам школьный туризм в силу своих природных свойств может оказать действенную помощь ему — педагогическому сознанию — в таком освобождении.

28. Одной из частных задач укрепления позиций школьного туризма в системе образования является необходимость в преодолении пренебрежения к теории педагогического туризма, к ее разработке руководящими образованием структурами.

Без разработанной теории школьного туризма нельзя ни осуществить подготовку кадров,
ни добиться единства подхода к туристскому делу массы учителей.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.