Усадьбы Саратовской области как ресурс для развития культурно-познавательного туризма

 

Признаком развитости социально-экономической системы региона среди прочих
выступает рекреационное обеспечение, в том числе туризм. Хотя наша область
выглядит очень привлекательно как объект туризма, нельзя сказать, что все
сделано в этом направлении. Туризм как статья пополнения бюджета является той
сферой деятельности, которая при определенных первоначальных затратах начинает
очень быстро окупаться и приносить доход.

Развитие туристской деятельности в Саратовской области может идти во многих
направлениях – историко-этнографический, спортивно-оздоровительный и
познавательный туризм. Самые перспективные ожидания связаны с
историко-этнографическим туризмом. Город Саратов имеет статус исторического. Он
обладает уникальным историко-культурным и архитектурным наследием, которое
должно стать стержнем развития туризма. Богатое культурное наследие Саратова
предполагает не только организацию маршрутов по центру города для осмотра
общеизвестных памятников, но и знакомство с объектами, расположенными в области.
Это дворянские усадьбы и приусадебные парки как памятники природы, истории и
культуры. Именно на них хотелось обратить более пристальное внимание.

Дворянская усадьба представляла собой сложный архитектурный, ландшафтный и
хозяйственный комплекс; в него входили, как правило, господский дом с флигелями
и службами, конюшни, каретный сарай, кузница, скотный и птичный двор, фруктовый
сад с оранжереями, парниками и огородом, его важнейшими компонентами были парк с
прудом и церковь с фамильным погостом. Русская усадьба яркое и противоречивое
явление – пограничный рубеж, на котором дворянство сталкивалось со стихией
на-родной жизни. Она служила как экономическим, так и репрезентативным целям, в
ней видели источник извлечения доходов и место их расточительной траты;
утилитарное начало столь же свойственно ей, как и эстетическое.

Бывшая Саратовская губерния, включавшая в свой состав часть современных
территорий областей Пензенской, Самарской, Ульяновской,
всю Волгоградскую и Саратовскую области, богата объектами садово-паркового
искусства, созданными в конце XVIII – начале XIX века. К 1993 г. было выявлено
более 100 объектов, частично произведено натуральное обследование 32 объектов.
С течением времени многие из них утратили былую красоту, но сохранили следы
привлекательности изящных форм и фасадов в «многоликих» парках. Однако как
памятники садово-паркового искусства состоят на учете всего два объекта
усадьба В.А.Нарышкина в с. Пады (Балашовский район) и усадьба Шереметевых в г.
Калининске, остальные объекты или недавно выявлены, или находятся на учете как
памятники природы.

Для того чтобы город успешно конкурировал на рынке туризма, ему необходимо иметь
своеобразный, запоминающийся образ. С одной стороны, Саратов крупный
индустриально-промышленный центр, сочетающий в своем пространстве прошлое и
настоящее, старое и новое, типовое и уникальное, т.е. его можно рассматривать
как макромузей или музей под открытым небом. Город в полном смысле слова
насыщен культурным наследием, неповторимой архитектурой, музеями, объектами,
связанными с историей края и страны. Объектами экскурсионного показа могут быть
археологические и исторические памятники, прикладные искусства, учреждения,
которые определили культурное пространство города. Вместе с тем, Саратов,
который долгое время был закрытым городом, имеет устойчивую ассоциацию со
словами Фамусова в комедии «Горе от ума» – «в деревню, к тетке, в глушь, в
Саратов…» Это своеобразная кличка-метафора Саратова. К имени города, как и
человека, часто приклеиваются метафоры-клички, переводящие культурное,
официальное наименование в мифологическое, которое, как говориться, не в бровь,
а в глаз. Действительно, в Саратове есть что-то отсылочно-ссылочное, но не как
издевательское наказание, а как возвращение в родственность и покой. Воплощением
такого покоя мо-гут выступать дворянские усадьбы и парки. Этим, наверное,
объясняются противоречия в формировании объектов садово-паркового искусства.
Одно из них заключалось в том, что ряд помещиков, получивших землю на Волге, не
намеревались «оседать» на ней, порой даже редко посещали дарованные им
владения. Другим не менее парадоксальным явлением было то, что, не переселяясь в
Поволжье, хозяева уделяли большое внимание своим имениям: возводили дворцы,
собирали роскошную утварь, организовывали театры, выращивали редкую парковую
декоративную зелень.

«Если и не придется сим домом пользоваться и в нем жить, пусть же останется он
здешнему месту прочным украшением и памятью обо мне», – так писал в своих
дневниках князь А.Б. Куракин. Для такого рода помещиков определяющую роль играл не престиж накопительства, а цель – «чинить пользу
и красоту для потомков»1.

Рассматривая исторические и региональные особенности процесса формирования этих
объектов, следует отметить, что Саратовская губерния шла в ногу со временем.
Возведение усадеб в разные исторические эпохи в Саратовском Поволжье
предопределило их функцию, планировку и облик. Так, в XVIII в. усадьбы
предназначались только для удовлетворения запросов их владельцев. Городской и
сельский люд допускались туда лишь по праздникам. Как правило, усадьбы были
временным местом пребывания помещиков и выполняли функцию показной престижной
вещи для увеселительных мероприятий и приема гостей. В XIX в. усадьбы приобрели
хозяйственно-экономическое начало. Они стали более утилитарны и рациональны в
связи с постоянным пребыванием в них хозяев. До сих пор они овеяны духом
«минувших жизней», которые оставили свой след в науке и культуре.

В связи с тем, что усадебные комплексы являются ярким памятником светской
культуры, паркового искусства, дворянского быта, и сама усадьба рассматривается
не изолированно, а в контексте культурно-исторической среды. Усадебные комплексы
начинают рассматривать как объекты туризма, но пока, к сожаленью, только в
проектах. Кафедра архитектуры Саратовского государственного технического
университета внесла вклад в дело развития историко-этнографического туризма
области в виде дипломного проекта «Реабилитация садово-усадебных комплексов
Саратовской губернии» (1998г.). Основное внимание в нем уделено трем
значительным комплексам: в Большой Ивановке, Губаревке, Полчаниновке. Для
каждой из этих усадеб предлагался свой сценарий возрождения и включения их в
туристскую деятельность области. Данный проект был высоко оценен канд.биол.наук
И.Б. Миловидовой, которая большую часть своей жизни посвятила проблемам
восстановления саратовских усадеб.

Мир дворянской усадьбы, заброшенные парки и сады как свидетели исторических
событий, напоминание ушедших эпох играли бы огромную роль в образовательном
туризме. Ведь школьники и студенты были бы основными потребителями этого
турпродукта. Именно образовательный туризм логично связывать с будущим
внутреннего туризма. Первопричина пренебрежительного отношения к отечественному
туризму в настоящее время – не в экономике. У внутреннего туризма потерян
престиж. Во многом это произошло потому, что он функционирует по старинке.
Сегодня
устойчивой популярностью пользуются экскурсии, которые объединяют информативный
текст, обзорную поездку и театрализованное действо в определенном интерьере,
участниками которого становятся сами экскурсанты.

Современные потребители многочисленных телесериалов привыкли воспринимать сюжет
и погружаются в него с удовольствием. Тезис «развлекая – обучаем» сегодня
актуален как никогда. Усадьбы, экскурсии по которым организовывались уже с
1910-х гг. садово-парковые комплексы как нельзя лучше подходят для этих целей.

Свидетели далеких эпох, они позволяют проникнуть в истоки отече-ственной
культуры и традиции, помогают глубже познать историю наших пращуров, а также
придают каждому городу, селению неповторимый колорит.

Литература

1. См.: Куракин А.Б. Дневники и путевые заметки князя А.Б. Куракина: Архив князя
А.Б. Куракина / Под ред. М.И. Семевского, В.Н. Смольянинова: в 10 т. СПб., 1890
1902 гг. Т.1. С.110.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.