Туризм как экономическая категория

 

Имея длительную историю развития, туризм до настоящего времени не получил
однозначного определения. Как указывает В.Б. Сапрунова [1], до сих пор
отсутствует единство мнений по проблемам трактовки сущности туризма и его
понятийного аппарата. Однако, вопрос дефиниций и терминологии туризма, является
необходимым условием научной рефлексии явлений и процессов, характерных для
туризма.

Формирование определений понятия «туризм» происходило и происходит параллельно
развитию данного явления. Туризм изначально не являлся объектом научного
исследования и в первоначальном смысле в общественном сознании понимался как
передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства.
Необходимость более четкого определения туризма возникла в середине ХХ века,
когда туристские потоки значительно увеличились, равно как и их влияние на
экономику государств. Инициированное в это время научное осмысление туризма как
вида деятельности требовало установления его четкого категориального аппарата.

Современное состояние и уровень научной проработки исследуемой проблемы
позволяет выделить, по мнению автора, четыре подхода к определению туризма, в
зависимости от критериев, положенных в основу классификации. Исходя из главного
логического постулата, используемого в определении понятия, целесообразно
выделить функциональный, отраслевой, статистический и системный подходы при
определении туризма.

Системный подход в определении туризма характеризует туризм, прежде всего, как
сложное системное социально-экономическое явление во всем многообразии его
внутреннего содержания, свойств и отношений. На сегодняшний день, данный подход
в экономической науке является преобладающим и достаточно перспективным.

Для дальнейшего исследования проблемы предлагается использовать подход к
определению туризма, предложенный Международной ассоциацией научных экспертов в
области туризма, в соответствии с которым туризм понимается как
социально-экономическая система, представляющая собой совокупность отношений,
связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах,
отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой
деятельностью [2, с. 15].

Исходя из данного определения, туризм видится, прежде всего, как системное
социально-экономическое явление общественной жизни, рассмотрение которого
возможно на основе субъектно-объектного анализа составляющих его элементов. За
основу изучения туризма как системы предлагается взять концепцию швейцарского
исследователя К. Каспара. Система туризма, по его мнению, имеет две внутренние
подсистемы: субъект туризма, т.е. турист — потребитель туристических услуг во
всем многообразии его потребностей и мотивов поведения, и объект туризма,
состоящий из трех элементов: туристский регион, туристские предприятия и
туристские организации [3, с. 15].

Литература

1. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89», 1997.
2. Организация туризма / Под общ. ред. Н.И. Кабушкина. — Мн.: Новое знание, 2003.
3. Герасименко В.Г. Основы туристского бизнеса. — Одесса: Изд-во «Черноморье», 1997.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.