Туристское образование в России: проблемы и перспективы

 

В условиях глобализации мировых экономических процессов одной из приоритетных отраслей сферы услуг является туристская индустрия. Сегодня путешествие является необходимой составляющей образа жизни современного человека. Весь мир стремится к достижению более высокого уровня жизни и общения между людьми, человек получает больше личной свободы и возможностей для самореализации.

Для многих путешествие стало стилем жизни. Увеличение массива свободного времени, рост уровня дохода и благосостояния населения, усложнение структуры потребностей и т.д. привели к расширению туристской отрасли: появлению новых направлений путешествия (в той же Москве, например, остаются популярными экскурсии в Кремль, однако все большее развития получают и другие направления, помогающие познакомиться со столицей России намного ближе), а также увеличению количества туристских предприятий. В связи с этим возрос спрос на профессиональное туристское образование среди абитуриентов и встал ребром вопрос трудоустройства выпускников вузов.

Более того, необходимость специального туристского образования закрепляется «Положением о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности». Согласно ему для руководителей и для ряда сотрудников фирмы необходимо специальное туристское образование, а также повышение квалификации не реже, чем раз в три года.

Как же обстоят дела на практике?

Быстрые темпы развития туристской индустрии в России обусловили появление большого количества учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для туризма. По данным Министерства образования РФ, в нашей стране около 300 вузов (самого разного профиля), которые в той или иной степени «работают на отрасль»1. Только в Москве крупнейшие вузы, готовящие специалистов для туриндустрии, ведут
обучение по всем возможным специальностям. Среди «китов» туробразования Институт туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса (ИТГ МГУС), Международный институт гостиничного менеджмента и туризма (МИГМТ), Российская международная академия туризма (РМАТ), Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы (МАТГР), Российский новый университет (Рос НОУ). В Саратове три крупнейших вуза осуществляют подготовку специалистов по социально-культурному сервису и туризму: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Саратовский государственный социально-экономический университет, Саратовский государственный технический университет (помимо них данной специальности обучает Институт бизнеса и делового администрирования, не говоря уже о Колледже управления и сервиса Саратовского государственного университета и т.д.). Кроме того, во многих учебных заведениях, готовящих специалистов в этой области, преподают практикующие специалисты. Немногие сферы образования могут этим похвастаться. Такие конкретные специализации, как «Социально-культурный сервис и туризм», «Менеджмент организации» и «Экономика и управление на предприятии», казалось бы, должны полностью удовлетворять требованиям туристской сферы.

Однако, несмотря на то что кадры для туриндустрии готовит такое большое количество специальных образовательных учреждений, на рынке туристских вакансий (особенно в столичных городах) наблюдается дефицит. Достаточно посмотреть на объявления московских турфирм, где постоянно требуются менеджеры среднего звена.

При этом, согласно оценкам экспертов, на сегодня большинство сотрудников туристских компаний не имеют базового туристского образования. Известно, что бурное развитие туриндустрии привлекло в отрасль много специалистов с высшим непрофильным образованием, которые были вынуждены получать профессиональные знания и навыки в процессе работы. Это было обусловлено объективными причинами:
практически отсутствовала система подготовки кадров с высшим образованием для туризма. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Только в Москве более ста вузов готовят специалистов для отрасли, разработаны государственные стандарты профессионального высшего образования. Вопрос о том, необходимо ли специальное образование для работников туриндустрии, во всем мире уже решен положительно. Тем не менее результаты опроса руководителей ведущих столичных туркомпаний выявили одну парадоксальную закономерность – лишь немногие руководители при подборе персонала руководствуются наличием у претендента специального образования. Основными источниками «свежих поступлений» были названы, во-первых, самостоятельно «выращенные» кадры, а во-вторых, работники,
«переманенные» из других компаний. Менеджеры бесконечно кочуют из одной фирмы в другую. Выпускники туристских вузов занимают в этом перечне лишь третье место, хотя сегодня крупные туроператоры, к примеру, остро чувствуют дефицит квалифицированных специалистов в сфере туризма2. Ведь именно в таких компаниях требования к сотрудникам особенно высоки: это владение одним–двумя иностранными языками, знание систем бронирования, навыки коммерции и понимание принципов реализации турпродукта «оптом». Исходя из этого, каждая туроператорская компания, по мнению Л. Пучковой президента компании «Ланта-Тур Вояж», сегодня вынуждена растить способных специалистов в своих недрах3. Для большинства туроператоров этот путь наиболее приемлем, поскольку с начала работы каждый сотрудник проходит огромную школу. Потенциальные работодатели, за редким исключением, считают, что нанимать вчерашних выпускников сразу же после окончания института нерентабельно, и
выделяют ряд классических недостатков, присущих молодым специалистам: недостаток практических знаний, непомерно завышенные требования выпускников, отсутствие реалистичной оценки выбранной профессии, «зажатость» в общении с клиентами, партнерами, работодателями, безграмотность4.

Характерна для сферы туризма и другая закономерность. Зачастую, как подтверждает практика, выбор делается не в пользу молодого специалиста, а в пользу того, кто обладает коммуникативными способностями и легко обучается методом погружения в работу5.

У каждой российской турфирмы (в том числе и саратовской) сегодня – своя модель развития, ее принципы бережно сохраняются, секретами успеха никто делиться не торопится. К подбору кадров относятся специфически. Хороший персонал – либо «выращенный» внутри компании, либо «проверенный» в соседней.

Так, в действующих компаниях подбирается персонал с целью соответствия положению о наличии сотрудников со специальным образованием. Подобная практика распространена и во вновь создаваемых фирмах. Приглашают туда зрелые кадры, а не молодых выпускников. Последние же, за редким исключением, остаются за бортом бизнеса.

Таким образом, с одной стороны, спрос на туристское образование есть и сохраняется тенденция к его дальнейшему росту, есть образовательные учреждения, готовые этот спрос удовлетворить, с другой стороны, ощущается нехватка в квалифицированных кадрах. В чем же причина такого несоответствия?

Отсутствие закономерных связей между образовательными учреждениями и туристскими компаниями предопределено изъянами самой отечественной туриндустрии. На кадровом рынке отсутствует понятие широко-профильного специалиста – работника турбизнеса «с большой буквы». Судя по объявлениям, которые дают столичные работодатели (особенно, на Интернет-сайтах туроператорских компаний), требуются сотрудники на должность «менеджера по Австрии» (Италии, Китаю и т.д.), в лучшем случае – «менеджера по Западной Европе» (Ближнему Востоку). Нет спроса на специалиста-универсала6. Нужны
конкретные знания и умения (знание конкретного направления, отельной базы, специфики продаж автобусных туров или круизов и т.д.). В Саратове с этим дело обстоит несколько иначе, поскольку больших компаний немного, а в среднем штат саратовской турфирмы составляет 4–6 чел. В такой ситуации менеджер по туризму вынужден становиться «универсалом», но при этом не обязательно и, к сожалению, далеко не всегда становится специалистом, так как невозможно одинаково хорошо знать все туристические направления, специфику той или иной страны. Следует признать, что рынок труда туриндустрии крайне нецивилизован.

Однако ситуацию с кадрами в туризме на данный момент можно охарактеризовать как переходный период: молодые специалисты еще не «созрели» для того, чтобы взять в свои руки рычаги управления, а старые теряют «хватку» – сказывается отсутствие классической коммерческой школы, которой раньше просто не существовало. «Высшая школа сегодня лишь пытается приспособиться к рыночным условиям экономики. В
профильных вузах студентам, как правило, дают лишь самую общую базу. Концепция специализированного образования по западному образцу у нас только начинает приживаться. В частности, в специализированных «туристических» высших учебных заведениях не на должном уровне поставлено преподавание иностранных языков – об этом мы можем судить по знаниям тех студентов, которые регулярно проходят
практику в нашей компании» – подчеркивает Л. Пучкова, президент компании «Ланта-Тур Вояж»7.

И все же необходимо признать, что для формирования национальной системы туристского образования сделано многое. Образование в высших учебных заведениях строится в соответствии с принятыми и утвержденными государственными образовательными стандартами. Их основное назначение состоит в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного пространства, которое должно быть единым для всей страны. Высшие учебные заведения сообразно своим возможностям и потребностям своих регионов, предприятий, самих студентов вполне самостоятельно строят и учебный, и исследовательский процессы. А государственные стандарты выступают лишь в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя все возможности для многообразия высшего образования, гарантируют его необходимый уровень, как бы гармонизируют деятельность всех российских вузов. Стандарт определяет обязательные дисциплины, а также дисциплины по выбору и факультативные курсы по специальности, устанавливает требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение (общеобязательные знания, умения и навыки). Еще одна особенность состоит в том, что стандарты включают в себя 2 компонента: федеральный (устанавливает обязательный минимум содержания основной профессиональной программы и определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности) и региональный (определяет ту часть содержания основных образовательных программ, которая отражает региональные особенности подготовки специалистов). Введение регионального компонента не должно снижать уровень требований, предусмотренных федеральным компонентом стандартов8.

Специальность под номером 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94г. № 1809. Тогда же и был принят государственный стандарт по указанной специальности (стандарт первого поколения).

В 1996 г. Государственным комитетом РФ по высшему образованию был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, определивший государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»10 (стандарт второго поколения). Данные требования действовали в качестве временных требований до введения стандарта в 2000 году. Была определена квалификация выпускника – специалист по сервису и туризму, объекты (услуги, оказываемые в области туризма, музейно-выставочного дела, документоведения и делопроизводства, гостиничного хозяйства и связанных с ними информационных технологий) и виды профессиональной деятельности (организационно-управленческая, референтская, туристско-экскурсионная, музейно-выставочная, научно-исследовательская).

В настоящее время действуют стандарты третьего поколения, утвержденные в 2000 г11. Специальность была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 68612. Согласно этому стандарту, выпускнику присваивается квалификация «Специалист по сервису и туризму», причем требования к квалификации более широкие, чем требования стандарта 1996 г.; изменились и расширились требования к основной образовательной программе (в частности, обязательным стало изучение второго иностранного языка и т.д.)13. Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» является удовлетворение потребностей
человека в социально-культурных и туристских услугах. Специалист по сервису и туризму по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: сервисная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, образовательная. Большее значение, по сравнению с предыдущими стандартами, отводится практике: установлено три вида практики (учебная, производственная и преддипломная),
определено место прохождения практики студентами и форма аттестации по итогам практики.

Однако туризм в России развивается так стремительно, что национальная система профессионального образования не успевает адаптироваться к новым туристским реалиям и разработать нормы и стандарты, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым к работникам туристской сферы как у нас в стране, так и за рубежом. Сегодня цивилизованное развитие индустрии туризма требует системной подготовки кадров совершенно иного качества. Представители крупнейших образовательных учреждений в своих интервью корреспондентам известных периодических изданий туристского профиля сошлись во мнении, что основная специализация «Социально-культурный сервис и туризм», созданная 10 лет назад,
сегодня уже не отвечает требованиям времени14.

В связи с чем была создана новая специальность «Туризм», согласно приказу № 1656 Министерства образования от 14 апреля 2004 г. «Об эксперименте по созданию новой специальности “Туризм” и Совете по туристскому образованию»15. Она включена в группу «Специальности сервиса» и закреплена за учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области сервиса. В ряде вузов должна быть организована под-готовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров туризма по новой специальности. Учебные программы и стандарты по новой специальности разрабатывались комиссией,
созданной Минобразованием, Минэкономразвитием и Министерством труда и занятости с активным участием практиков. Контроль за реализацией новой специальности возложен на Совет по туристскому образованию. В эксперименте участвует около 30 вузов страны, в том числе и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), который с сентября 2004 г. ввел на географическом факультете
новую, экспериментальную специальность «Туризм».

Вновь созданная специальность аккумулирует лучший отечественный и зарубежный опыт в сфере туристского образования и практические наработки специалистов туриндустрии. Она выгодно отличается хорошо зарекомендовавшим себя сочетанием фундаментальных знаний и практического опыта, характерных для классического университетского образования. Учебный план включает гуманитарные, естественные, математические предметы и систему специальных дисциплин, а также ряд общепрофильных дисциплин: менеджмент, маркетинг, реклама, страноведение, государственное регулирование, обязательное углубленное изучение двух иностранных языков. Планируется, что к окончанию обучения будущие специалисты приобретут не только теоретические знания, но и пройдут практическую подготовку в ведущих туристских компаниях страны и мира. Значительное преимущество стандарта «туризм» заключается в том, что в нем сильно увеличен срок проведения практики. Ведь туризм – это системно организованная отрасль, которая использует в своей работе все новейшие достижения.

Проведение эксперимента и создание в рамках Московского государственного университета кафедры теории и практики туризма говорит о том, что пришло время высокообразованных профильных специалистов. Предполагается выпускать топ-менеджеров, управленцев для туроператорских и турагентских компаний, руководителей фирм и подразделений, которые, как правило, и сейчас возглавляются людьми без специального профессионального образования.

Примечательно, что впервые подобный стандарт разрабатывался при участии работодателей (в состав межведомственной комиссии вошло много специалистов гостиничной индустрии, представителей турфирм, туристских объединений). Однако, не смотря на проделанную работу, и он нуждается в совершенствовании (в связи с чем новый стандарт и введен в качестве эксперимента), поскольку «целиком устраивает туриндустрию, в меньшей степени гостиничников” и совсем не устраивает рестораторов»16. Тем не менее если раньше туристское образование осуществлялось в рамках специализаций либо в рамках стандарта «Социально-культурный сервис и туризм», то теперь в России появился настоящий отраслевой стандарт. Это серьезный шаг на пути подготовки высокообразованных профильных специалистов, кадров, которые не нужно будет переучивать.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо выработать единые стандарты и требования по подготовке специалистов по конкретным туристским на-правлениям, обеспечить процесс обучения высококвалифицированными кадрами, уделять большее значение получению практических навыков в процессе учебы (главный «минус» молодых дипломированных специалистов – недостаток практических знаний). Учебные программы необходимо несколько «приземлить», адаптируя их к потребностям
потенциальных работодателей, необходимо развивать мобильность, оперативность и умение продавать абсолютно любой продукт.

Как считают исследователи и мы вслед за ними, особое внимание необходимо уделить также и организации подготовки специалистов гостиничного и санаторно-курортного сектора, где не хватает квалифицированных кадров (менеджеров младшего звена, обслуживающего персонала) со специальным образованием (а чаще всего они вовсе отсутствуют)17.

Другая проблема заключается в том, что не во всех вузах и регионах страны ведется учет потребностей гостинично-туристского комплекса в кадрах. Ранее уже говорилось, что в нашей стране около 300 вузов (самого разного профиля), готовящих специалистов для туристской отрасли. В некоторых местах количество
студентов, обучающихся по специальностям и специализациям туристского профиля, превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Например, в 2004 г в Перми было заявлено о наборе 400 студентов на специальность «Социально-культурный сервис и туризм»18. Возникает вопрос, как будет решаться проблема прохождения практики и, наконец, трудоустройства выпускников.

Есть еще одна проблема – повышение квалификации для действующих структур туристского бизнеса. Общеизвестно, что у большинства работников отрасли нет профессионального базового образования. Конечно, каким-то азам и навыкам профессии можно выучиться и самостоятельно, на рабочем месте, но на это уйдет больше времени и сил. Такой путь вовсе не является гарантией качества. Работник туриндустрии должен быть хорошо образован и опираться не только на свой практический опыт, но и на лучший опыт
мирового сообщества, проанализированный ведущими специалистами и переработанный в соответствующие образовательные техно-логии19. Такими программами разрешено заниматься примерно 30 российским вузам20. Так, отдельными курсами Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы представители турбизнеса пользуются довольно часто. «Переподготовка специалистов гостиничных и туристских предприятий», «Организация управления персоналом на турпредприятиях», «Подготовка и повышение квалификации менеджеров (метрдотелей) ресторанов и баров», «Подготовка и переподготовка официантов и барменов предприятий ресторанного бизнеса» и другие – этот арсенал удовлетворяет спрос всех секторов индустрии туризма. В саратовских вузах разработаны
специальные курсы повышения квалификации профессиональных работников турбизнеса (в частности, Саратовский государственный технический университет проводит семинары по повышению квалификации). С другой стороны, в условиях динамично развивающегося рынка туриндустрии создаваемые программы не способны успеть за новыми тенденциями, если в них предлагается повышать уровень знаний всего раз в три года (согласно «Положению о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности»). Только на раз-работку таких программ нужно время. А работники туриндустрии нуждаются в них как минимум раз в полгода. По сути, турфирмы вынуждены своими силами заниматься повышением квалификации на месте или заказывать такие программы в вузах по мере необходимости.

На практике очень распространены проводимые туроператорскими компаниями обучающие семинары для сотрудников турагентств. Тематика подобных семинаров самая различная: изучение конкретных туристских направлений, отельной базы и экскурсионных возможностей того или иного направления, методики продаж круизов и т.п. Представители туроператоров регулярно (перед началом зимнего или летнего сезонов) выезжают в регионы (в частности, в Саратовский регион) для проведения «рабочих встреч». Обычным явлением в Саратове стали мастер-классы для сотрудников турагентств, которые проводятся под эгидой Ассоциации турагентств Саратова (АТАС) при непосредственном участии крупнейших российских туроператоров. По итогам подобных семинаров и мастер-классов участники получают соответствующие сертификаты. И все же проблема повышения квалификации стоит довольно остро.

Итак, круг вопросов очерчен. Как мы можем видеть, ситуация далеко не безнадежна. В стране около 300 вузов готовят специалистов для отрасли, подготовлен стандарт новой специальности 230800 – «Туризм», учитывающий международный опыт подготовки кадров, а также сложившуюся систему профессионального национального образования. Ответ на вопрос о том, насколько нужно профессиональное туристское
образование и программы повышения квалификации, очевиден. Введение новой специальности «Туризм» является существенным вкладом в подготовку специалистов туриндустрии. Кроме того, прогнозируется устойчивое расширение и спектра образовательных программ и услуг, и форм их осуществления: дистанционное, открытое образование, встроенное обучение, зарубежные стажировки, учебные практики, краткосрочные экспресс-семинары и тренинги.

Успех российского туризма зависит от того, будут ли работать в отрасли высококвалифицированные специалисты, подготовленные на уровне мировых стандартов. На наш взгляд, основная задача сейчас состоит в обеспечении качественного образования.

Российские предприниматели от туриндустрии уверены, что со временем вузы смогут прямо со студенческой скамьи поставлять профессионалов, которые будут сразу же востребованы на рынке туристских услуг.

Литература

1. См.: Федулин А. Дискуссия // Турбизнес. 2003. № 16. С. 51.
2. См.: Пучкова Л. Высшая школа и турбизнес // Турбизнес. 2004. № 2. С. 23.
3. Там же.
4. См.: Буклан С. Нужен ли турфирме выпускник туристического вуза? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1999. № 11. С. 13–14.
5. См.: Лабзина О. Туристское образование в России: необходимость или обязан-ность? // Там же. 2004. № 3. С. 36.
6. См.: Лабзина О. Туристское образование. С. 36.
7. См.: Пучкова Л. Указ. соч. С. 23.
8. См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Государственный комитет РФ АО высшему образованию. М., 1995. С. 3–5.
9. http://www.dvgu.ru/umu/MO_RE/orders/uchproc/p180_94.html
10. См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подго-товки выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» от 16.01.96 г. / Государственный комитет РФ по высшему образованию. М., 1996.
11. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального обра-зования. Специальность 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» от 27.03.2000 г. Министерство образования РФ. М., 2000.
12. http://www.informika.ru/text/goscom/dokum/doc00/686.html
13. http://www.informika.ru/text/goscom/dokum/doc00/686.html
14. См.: Нестеренко М. Этот вечный кадровый вопрос… // Рос. тур. газ. 2004. №8 (193). С. 3; Лабзина О. Как жить дальше? Мнение специалистов // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. № 3. С. 38.
15. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1656.html
16. Борейко Т. Спрос на туристское образование растет // Рос. тур. газ. 2004. № 8. С. 2.
17. См.: Лабзина О. Как жить дальше?… С. 39.
18. См.: Федулин А. Указ. соч. С. 51.
19. См.: Организация туризма / Под ред. Н. И. Кабушкина, А. П. Дуровича. Минск, 2003. С. 172–173.
20. См.: Лабзина О. Туристское образование в России… С. 37.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.