Системный подход к формированию организационной структуры управления рекреационно-экономическим комплексом Крыма

 

Экономика Крыма, как региона Украины, переживает сегодня период коренных
преобразований, оставаясь в крайне тяжелом состоянии. Происходящие динамичные
процессы требуют углубленного переосмысления методов хозяйствования и
управления, а также поиска экономических направлений самостоятельного выхода
регионов из кризиса, которые должны определяться региональной специализацией.

Одним из таких направлений является развитие рекреационной сферы. Рекреационные
характеристики Крыма, по которым он может быть отнесен к числу уникальных
курортных регионов Украины и СНГ, обосновывают приоритетность рекреационного
комплекса в региональной политике Крыма, а мировая практика позволяет сделать
вывод о высокой доходности и быстрой окупаемости индустрии отдыха и туризма.

К моменту коренных политических и экономических преобразований (1991 г.) в
рекреационном комплексе Крыма сложилась весьма сложная и специфическая
организационная структура управления. В ней на общесоюзном уровне руководство,
финансирование, планирование и реализация путевок осуществлялись различными
органами, в ведении которых находились объекты рекреационной сферы:
Министерством здравоохранения СССР, ВЦСПС, ЦК КПСС, республиканскими, областными
отделами партии, различными ведомствами, большинство которых находились вне
Крыма.

Основными преимуществами данной структуры являлись строгий централизованный учет
и контроль за финансовой деятельностью; перспективное планирование расширения и
нового строительства курортных предприятий; привлечение значительных средств по
линии централизованного планирования на развитие рекреационного комплекса Крыма;
заинтересованность различных ведомств в развитии своих подразделений, что
обеспечивало значительный приток инвестиций в сферу рекреации. Однако
отрицательных сторон у такой организационной структуры было значительно больше,
чем положительных.

Именно такой подход к управлению рекреационным комплексом создавал условия для
разобщенности действий производителей рекреационной услуги, что привело к
следующему:

— бессистемности и некомплексности развития рекреационных объектов;
— нерациональному использованию рекреационных ресурсов;
— загрязнению окружающей среды;
— несоответствию в развитии рекреационных предприятий как основному элементу
рекреационной среды и инфраструктуры рекреации;
— централизованному планированию объемов рекреационных услуг без учета реальных
потребностей;
— отсутствию экономических стимулов дальнейшего расширения объемов услуг, их
видов и качества;
— к жесткому администрированию и вмешательству вышестоящих органов во
внутрихозяйственную деятельность рекреационных предприятий.

В 1993 году в Украине устраняется монопольная собственность государства на
объекты рекреационной сферы, что повлекло за собой внедрение различных форм
собственности функционирования рекреационных объектов. Государственная
собственность сохранилась на рекреационных объектах министерств обороны,
внутренних дел, здравоохранения и др. Профсоюзные здравницы становятся
собственностью АО «Укропрофздравница». Создаются рекреационные объекты на базе
аренды, частной и акционерной собственности.

Естественно, что в новой системе хозяйствования организационная структура
управления с жестким централизованным подчинением стала бессмысленной.
Следовательно, возникла необходимость в новом подходе к созданию организационной
структуры управления рекреационным комплексом, обеспечивающей хозяйственную
самостоятельность экономических субъектов комплекса. По нашему мнению,
фундаментом такого подхода должны стать основные положения теории
социально-экономических систем, которые позволят глубже познать сущность и
закономерности формирования рекреационно-экономического комплекса,
закономерности организационных, экономических и социальных взаимосвязей и
взаимоотношений между его составляющими, найти эффективные методы выявления
закономерностей их функционирования и развития.

Теоретические основы социально-экономических систем представляют собой комплекс
основных идей, отражающих объективные закономерности функционирования и развития
их составляющих независимо от ведомственной или отраслевой принадлежности,
специфики функционирования, территориального расположения и др. Теория
социально-экономических систем отражает то общее, что присуще этому классу
систем независимо от специального назначения, она используется при построении
новых и формировании структуры действующих систем, дает возможность использовать
достижения математической науки для выявления взаимоотношений между системой и
ее составляющими.

Социально-экономические системы, в отличие от абстрактных, для которых
сформулировано понятие общей теории систем (как множества элементов произвольной
материальной природы, находящихся в некоторых заданных отношениях друг к другу),
это искусственно созданные, организованные системы, в которых элементы хотя и
находятся в определенно заданных отношениях друг к другу, сгруппированы таким
образом, что каждое их множество функционирует по принципам и правилам, присущим
только определенной группе элементов, входящих в соответствующую структуру
системы. В них протекает организованный человеком целенаправленный процесс,
благодаря которому достигается поставленная перед системой цель. Этот процесс не
самоуправляемый, не самоорганизующийся и не самообслуживаемый.

Именно эти особенности социально-экономических систем необходимо учитывать при
разработке основных принципов формирования организационных структур управления в
системе рекреационного комплекса.

В качестве общих посылок формирования регионального рекреационно-экономического
комплекса как социально-экономической системы можно рекомендовать следующее:

— принципиально иной подход к организации функционирования и развития комплекса
по сравнению со сложившимся в период централизованного хозяйствования. При этом
необходимо учитывать ограниченность финансовых и материальных ресурсов,
имеющихся у хозяйственных подразделений; способность анализировать экономическую
информацию в новых условиях; трудности в переориентации психологии
хозяйствования (поведения). Здесь необходимо исходить из того, что хозяйственные
единицы рекреационно-экономического комплекса опираются на уже сложившуюся
практику при осуществлении своих функций, но при этом не располагают
отработанными методами оптимизации хозяйственного процесса. Кроме того, в силу
психологической инерции им крайне трудно менять сложившуюся практику
хозяйствования, и хотя в настоящее время происходят значительные изменения,
поведение хозяйственных единиц во многом определяется грузом прошлого;
— принципиально новая концепция экономической среды, базирующаяся на основных
положениях рыночной экономики (цены равновесия, отмена субсидий убыточным
хозяйственным единицам, чистая прибыль как главный экономический стимул, реклама
как двигатель прогресса и др.). Однако при этом следует помнить, что внедрение
принципиально новой концепции — это непростой и дорогостоящий процесс. Сложность
здесь обусловлена тем, что на поведение хозяйственных объектов воздействует
множество внешних факторов, характер которых обусловлен той средой, в которой
продолжительно функционировал и развивался рекреационный комплекс. А учитывая
то, что среда была враждебна рыночной экономике, то и ее факторы будут тормозить
внедрение новой концепции, базирующейся на следующем:
— принципиально новом механизме перераспределения экономических ресурсов между
неэффективными, с точки зрения хозяйствования, и высокорентабельными
хозяйственными объектами, более всего отвечающими требованиям развития региона;
— выделении приоритетных направлений деятельности, продиктованных потребностями
быстрейшего достижения высокого уровня рентабельности хозяйственной
деятельности;
— фокусировании внимания на быстрейшее преодоление противоречий между грузом
прошлого и требованиями настоящего и будущего.

На указанных посылках важно сконцентрировать внимание потому, что формирование
рекреационно-экономического комплекса, как социально-экономической системы,
означает прежде всего радикальное изменение экономической среды, образовавшейся
в соответствии с требованиями старой, управляемой из центра бюрократии.
Многогранность проблемы, а также сложности перехода к новому хозяйственному
механизму требуют проработки подходов к управлению рекреационным комплексом
Украины, а также Крыма как одного из уникальных рекреационных регионов страны.

Учитывая изменившиеся формы хозяйствования, в 1993 году в составе правительства
Автономной Республике Крым было создано Министерство курортов и туризма. Однако,
несмотря на то, что оно сформировано с учетом условий рыночной экономики, свои
координирующие функции министерство выполняет неэффективно: в настоящее время
его структурные связи осуществляются лишь с небольшим количеством рекреационных
предприятий Крыма.

Это объясняется тем, что на республиканском уровне статус рекреационной сферы,
как приоритетной для народного хозяйства Крыма, не определен. Следовательно,
отсутствует целостный государственный подход к управлению рекреационной сферой
как единой социально-экономической системой.

Исходя из особенности структуры рекреационного комплекса (функционирование на
базе различных, по отраслевым характеристикам, хозяйственных подразделений),
организационная структура управления таким комплексом должна создавать
возможности для взаимной координации работы большого количества предприятий
разных отраслей народного хозяйства. Эффективное осуществление указанного
процесса для созданного в Крыму за длительный период времени
рекреационно-экономического комплекса под силу только органу, координирующему
деятельность и подразделений рекреационной сферы, и других участников,
опосредованно связанных с созданием рекреационных услуг. Это определяется
масштабностью задач управления рекреационной сферой, взаимосвязями и
взаимозависимостями между участниками, для решения которых в рыночных условиях
происходит коррекция государственных функций управления — определяющими
функциями становятся «координация», «регулирование», «прогнозирование» и «анализ
проблемных ситуаций».

Кроме того, поскольку элементами комплекса являются предприятия различных
отраслей экономики, то в условиях действующих отраслевых организационных
структур управления указанные функции управления возможно реализовать через
орган, который должен быть выше рангом и иметь большие полномочия, чем
управленческие органы субъектов (рис. 1.).

Базовая модель организационной структуры управления рекреационно-экономическим комплексом Крыма

Рис. 1. Базовая модель организационной структуры управления
рекреационно-экономическим комплексом Крыма

В связи с вышеизложенным, предлагается создание координационного совета по
проблемам рекреационно-экономического комплекса при правительстве Автономной
республики Крым, деятельность которого должна быть направлена на решение
следующих задач управления:

— разработку государственной программы развития рекреационно-экономического
комплекса Крыма как приоритетной сферы экономики республики;
— разработку подходов по государственной поддержке рекреационных предприятий;
— проведение социально-экономического анализа хозяйственной деятельности
участников рекреационно-экономического комплекса (рекреационные предприятия и
предприятия инфраструктуры);
— координация деятельности рекреационных предприятий;
— координация деятельности предприятий инфраструктуры;
— проведение маркетинговых исследований в сфере рекреации в рыночных условиях
хозяйствования;
— изучение проблем спроса и предложений на рекреационные услуги (виды, уровень
сервиса, цена);
— разработка систем информации, рекламы в сфере отдыха и туризма;
— анализ и прогнозирование проблем конкурентоспособности рекреационных
предприятий;
— изучение проблем трудовых ресурсов и занятости населения региона.

Разработанная организационная структура управления рекреационно-экономическим
комплексом на основе системного подхода позволит избежать прямого
администрирования деятельности субъектов комплекса при обеспечении достаточно
четкой координации их действий в процессе создания рекреационных услуг. Кроме
того, этот орган управления будет иметь возможность получить всестороннюю
информацию о деятельности всех участников процесса рекреации, что обеспечит
разработку и принятие управленческих решений, адекватно отражающих реальные
условия и ситуации в рекреационной сфере.

Литература

1. Веденин Ю.А., Преображенский В.С. Тенденции развития территориальной
рекреационной системы СССР//Изд.АН СССР. Серия «География», 1980. — №3.-С.5 —
19.
2. Живицкий А.В., Медная А.И. Оценка социально-экономического
народнохозяйственного эффекта от рекреационного хозяйства и использование
рекреационных ресурсов: (Методол. аспект). — Киев, 1983.- С.48.
3. Мамутов В.К., Амоша А.И., Дементьева Т.Н. и др. Рекреация:
социально-экономические и правовые аспекты. — Академия наук Украины, Институт
экономики промышленности. — Киев: Наук. думка, 1992.-С.141.
4. George Torkildsen. Leisure and Recreation Management. Third edition.,
London, 1995.-Р.464.
5. Ray Youell. Leisure and tourism, second edition, 1995.-Р.548.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.