Психолого-педагогические аспекты профессионального образования в сфере туризма

 

Туризм сегодня становится одним из основных элементов цивилизованного мира,
его по праву называют феноменом XXI века. Определяя исключительно важное
значение туризма в его экономической функции, нельзя не упомянуть о том, что
одновременно «туризм стал признанным фактором социальной и культурной
интеграции» (Ф. Франжиоли) [4; с. 4].

Формируя мировое социально-педагогическое и культурно-экономическое пространство
и заняв ведущее место в мировой экономике, свободном обмене идеями и ценностями
культурно-исторического наследия, туризм выступает и как эффективное средство
воспитания поликультурной толерантности. При этом развитие туризма актуализирует
проблему подготовки специалистов в системе профессионального туристского
образования, в его различных проявлениях: индустриальном секторе, социальных
движениях и объединениях, культурно-познавательной и туристской деятельности,
туристском просвещении, обучении и воспитании. Проблема кадровых ресурсов тесно
связана с актуальными аспектами этического и эстетического туризма, сберегающего
окружающую культурную и природную среды. Профессионачьное образование в туризме
формирует облик специалиста, ответственного за целостное развитие туристского
движения [2; с. 252].

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что экономический и культурный потенциал
любой страны значительно зависит от состояния индустрии туризма. Государство
должно быть заинтересовано в развитии как туризма, так и туристской
образовательно-педагогической парадигмы, придания этим сферам приоритетного
государственного значения.

Основными предпосылками развития туризма является формирование эффективно
действующей системы подготовки специалистов туристского профиля. В связи с этим задача совершенствования организации
учебного процесса в подготовке специалистов туристской деятельности,
формирование их профессиональных и деловых качеств выдвигается в качестве
ведущей задачи как программы дальнейшего развития сферы туризма, так и
становления туристской образовательно-педагогической системы.

Потребность совершенствования системы профессионального образования в туризме
вызвана социальным заказом общества:
сегодня меняются требования к уровню качества подготовки выпускника со стороны
работодателей, а, следовательно, и к педагогической деятельности. Налицо
необходимость разработки такой модели профобразования туризма, которая отвечала
бы требованиям времени и обеспечивала устойчивое положение специализированного
учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Уровень экономического развития страны напрямую зависит от уровня квалификации
рабочей силы. Соответственно развитие системы образования предъявляет повышенные
требования к качеству подготовки специалистов.

От современного учебного заведения требуется внедрение новых подходов к
обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие
коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в
самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и
организации образовательного процесса.

Содержание профессионального туристского образования детально раскрывается в
трудах В.К.Федорченка, В.И.Цыбуха, В.О.Квартального и других зарубежных и
отечественных ученых.

Рассматривая в своих исследованиях перспективы развития туризмологии в
контексте педагогики, В.К.Федорченко, Н.А.Фоменко, М.И.Скрипник.,
Г.С.Цехмистрова доминирующее место среди изменений в
образовательно-педагогической парадигме отвели новым эталонам содержания
профессионального образования, ориентированным на подготовку специалистов для
разных отраслей производства. В связи с этим возникает необходимость разработки
педагогики туризма как целостной системы, в состав которой должны войти
методологические установки совместных научных систем: философии, психологии,
социологии, методики [5; с. 8].

При этом необходимо отметить, что антропологическая и ценностная функции
философии туризма подчеркивают: главная ставка в туризме делается на человека,
на его окружение. Туристическое общение — одна из универсальных форм
межличностного общения, которая в условиях
интернационализации и глобализации жизни людей претворяется в один из важнейших
факторов, определяющих качество жизни человечества. Не случайно туризм
определяют как эффективный канал «народной дипломатии». В этом отношении великим
гуманистическим потенциалом наделены такие разновидности туризма, как
социальный, семейный, молодежный, религиозный, а также туризм для людей пожилого
возраста и инвалидов. Можно полностью согласиться с утверждением французского
профессора М.Бидо, что «туризм созвучен с гуманизмом» [4; с. 18]. Философия
туризма теоретически «санкционирует» социальные, нравственные интенции туризма,
подтверждая тем самым его благородную гуманистическую миссию содействовать
духовному усовершенствованию общества, выступать влиятельным фактором развития
личности.

Считаю необходимым акцентировать внимание на том, что актуальность поднятых в
данной статье проблемных вопросов подтверждают основные положения
Государственной программы развития туризма на 2002-2010 гг., Закона Украины «О
туризме», Международных правовых актов по вопросам урегулирования туристической
деятельности (в частности, Кодекса туриста, Хартии туризма, Глобального
этического кодекса туризма и т. д.). Эти документы определяют стратегические
задания, основные направления и пути развития отрасли туризма, что, в свою
очередь, выдвигает методологические, теоретические и практические задания перед
педагогикой туризма, которая имеет свои закономерности:

— определяющая роль общения в воспитании туриста — существующие в
психолого-педагогических исследованиях данные показывают, что особенности развития личности зависит от условий, средств, способов
и форм общения. Основная функция общения в туристском воспитании состоит в
обмене результатами познавательной деятельности между индивидуумами, оно
взаимосвязано с эмоциями, которые играют роль регуляторов человеческого общения.
Позитивные эмоции повышают способность к запоминанию и воссозданию. Эмоционально
насыщенные аксиологическими образами туристско-экскурсионные маршруты формируют
личность, развивают ее психологические процессы и поведение;
— целостность процесса воспитания в туризме и взаимозави симость его компонентов
— педагогика туризма руководствуется воспитательной целью как предметной
реализацией идеала, закона ми воспитания;
— зависимость результатов воспитания не только от образовательно-воспитательной
деятельности, но и от реальных условий — поликультурная среда, в которой
находится турист, оптимизирует не только психологические процессы, но и процессы
развития личности, и социальные отношения [5; с. 34].

В ситуации, когда туризм все более принимает рыночные формы функционирования, на
рынке труда требуются профессионалы, владеющие специфическими технологиями и
программными продуктами, знающие основы продвижения туруслуг,
коммуникативно-психологические особенности общения с клиентами и т. д.

Несомненным поводом введения инновационного подхода в решение данной проблемы
послужит тот факт, что во всем мире в подготовке кадров для туриндустрии
приоритетное внимание уделяется дисциплинам, связанным с психологией общения,
психологией влияния, менеджментом и экономикой турогранизаций, а тающее
методикам разрешения конфликтов.

Основным психолого-педагогическим аспектом отечественного профессионального
образования в сфере туризма является деятельно-творческая функция, то есть
постижение и осознание каждым студентом своего места в мире туризма, развитие
личностных, интеллектуальных, культурных и духовно-нравственных качеств как
специалиста и исполнителя. В соответствии с этой функцией
психолого-педагогическая подготовка специалиста сферы туризма требует достижения
органического единства теории и практики, обучения и воспитания, взаимосвязи и
преемственности преподавания естественнонаучных, гуманитарно-философских и
прикладных дисциплин.

Автономная Республика Крым — регион с высокоразвитой курортно-туристской
структурой. Одним из важнейших направлений развития Крыма является разработка и
реализация стратегии рационального использования его рекреационных ресурсов. Для
этого необходимо решение многих проблем, среди которых — подготовка и
обеспечение субъектов рекреационной сферы высокопрофессиональными и
конкурентоспособными кадрами. А приоритетность развития
туристско-оздоровительного комплекса означает также развитие всей необходимой
инфраструктуры, которая тоже нуждается в квалифицированных кадрах [3; с. 161]. И
мне бы хотелось отметить, что Симферопольское высшее профессиональное училище
ресторанного сервиса и туризма (СВПУРСТ) является лидером в подготовке
специалистов среднего звена туристской отрасли Крыма.

Реалии сегодняшнего дня диктуют нам новые подходы к формированию
образовательного процесса. В училище разработана и принята концепция развития на
ближайшие годы с ориентацией на потребности местного рынка труда. Особенностью
информационно-образовательной среды СВПУРСТ является ориентация на осваиваемые
учащимися профессии — порядок работы в ней определяется требованиями,
предъявляемыми к специалистам на современных предприятиях региональной сферы
туризма.

В ходе опроса, проведенного в этом году среди студентов, обучающихся по
специальности «организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах»,
доминирующим качеством профессионала — менеджера туризма была выделена «степень
социально-психологической готовности», т. е. наличие внутренней убежденности,
ценностной ориентации, готовность к постоянному профессиональному росту, способность полагаться на свои силы, отсутствие социального
иждивенчества.

Студенты отметили, что специалист туристской деятельности должен иметь высокий
потенциал управленческой и исполнительской деятельности, реализуемый в различных
направлениях туристской, рекреационной и спортивной работы, ориентироваться в
разнообразных социально-экономических и организационно-технических проблемах.
Ему свойственны экономическое мышление и широта взглядов, хозяйственная
расчетливость и предприимчивость, навыки аналитической оценки ситуации,
инициативность и социальная активность, знание психологии людей и основ
конфликтологии.

Анализ опыта современных педагогов-новаторов показывает, что наиболее
эффективным направлением повышения качества любого
образовательно-воспитательного процесса является создание таких
психолого-педагогических условий, в которых обучающийся сможет занять активную
личностную позицию и полной мерой раскрыться не только как объект воспитания, но
и как субъект, способный к творческому самоусовершенствованию [5; с. 40].

Если говорить об управлении процессом подготовки специалистов, формирования и
становления их не только как профессионалов, но и личностей, нужно отметить
новые подходы и методики преподавания специальных и вспомогательных дисциплин с
использованием игровых и проблемных методов обучения, моделирования
производственных и жизненных ситуаций, использования психолого-педагогических и
адаптационных тренингов. В учебно-образовательном процессе СВПУРСТ активно
используются:

— диалоговые, дискуссионные ситуации, выходящие за пределы объема изучаемых
знаний, требующие как самостоятельного, так и коллективного решения поставленной
проблемы;
— тренинговые занятия, помогающие студентам использовать приобретенные знания в
ситуациях реальной жизни, в осмы слении конкретных проблем, в самостоятельном
поиске решения;
— ролевые, деловые игры, в ходе которых выделяются компоненты учебного процесса,
непосредственно влияющие на формирование таких качеств, как компетентность,
автономность, коммуникативность;
— игровые и анимательные занятия для закрепления материала, мотивации и
психологической разрядки.

В ходе занятий делается акцент на то, что в туристской индустрии человек и
человеческий фактор имеют значительно большее значение, чем современные
мультимедийные технологии или новейшие теории индустрии гостеприимства. Люди,
занятые в туристическом бизнесе, должны быть ориентированы на клиента.

Внедрение в учебный процесс инновационных форм обучения содействует тому, что
для решения учебных задач студенты сами начинают использовать наряду с
традиционными нетрадиционные формы обучения. Тем самым они становятся не
объектами, а субъектами коммуникативного общения с преподавателем. Это
принципиально важный момент в педагогике сотрудничества.

Соответствие содержания требованиям будущей профессиональной деятельности, связь
обучения с производственной практикой, обучение на рабочем месте, взаимосвязь
теоретических курсов с практическими предметами, продолжительная стажировка на
рабочих местах во время обучения в учебном заведении — вот то, что формирует
основу высококвалифицированных специалистов сферы туризма [5; с. 71].

Результаты учебной деятельности находятся в прямой зависимости от соотношения
уровней теоретической и практической подготовки. В туристском обучении особенно
важно формирование профессиональных навыков в ходе прохождения практик, которые
выявляют способности обучающихся к упорядочиванию информации, полученной во
время теоретических занятий. Помимо проверки способности студента к развитию
профессионализма, значение практик заключается еще и в том, что они способствуют
развитию коммуникативных навыков, формируют позитивное отношение к работе.

Кроме того, большое значение придается участию студентов нашего учебного
заведения в мероприятиях, связанных с туристской деятельностью курортного
региона: ежегодной туристской выставке-ярмарке, празднованиях, посвященных
открытию курортного сезона, и т. д.

При организации содержательного досуга студентов большая роль отводится
спортивно-оздоровительному туризму, значение которого научно обоснованы в трудах
отечественных педагогов Б.П. Пангелова, В.Д. Дехтяр, В.А. Зинченко и др. [1].
Систематически организовываются турпоходы по достоприме-чательным местам Крыма в
рамках краеведческой программы, которая включает в себя оздоровительный отдых
познавательной направленности с психолого-педагогическим сопровождением.
Программа ориентирована на развитие личности студентов СВПУРСТ через внедрение в
духовную и материальную среду культурных классических традиций, что воспитывает
у молодежи чувство сопричастности и гордости за свой край, желание открыть его
для других.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть — несмотря на то, что современное развитие
туризма в Украине является одним из ведущих экономических и социально-культурных
факторов, проблема подготовки квалифицированного и конкурентоспособного
персонала для сферы туризма остается актуальной. Таким образом, для решения этой
проблемы необходимы:

— интеграция науки и практики сферы туризма, разешпые взаимосвязи между
образованием и индустрией, т. е. координация совместной деятельности
образовательных заведений, предприятий, организаций и учреждений туристской
сферы;
— обновление и переориентация системы профессионально-педагогической,
профессионально-психологической и методической подготовки и переподготовки
квалификации специалистов высшей школы;
— включение в учебные программы туристских спецдисциплин курсов «Введение в
специальность», «Педагогика и психология профессиональной деятельности»;
— обеспечение специализированных учебных заведений учебно-методическими
пособиями по туризму, психологии и педагогике, профессиональной ориентации.

Ожидаемым результатом исполнения приведенных выше задач предвидится создание
устойчивых предпосылок развития туристского сектора рынка труда и системы
профессионального образования в сфере туризма.

Литература

1. Дехтяр В.Д. Основи оздоровчо-спортивного туризму: Навч.
noci6. для закл. освіти. — К.: Наук, свгг, 2003. — 203 с.
2. Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме: организационные основы: Учебник / В.И. Жолдак, В.А. Квартальное. Т.1.
М., 2001. — 288с.
3. Косинская Е.А. Особенности кадрового обеспечения рекреацион-
ной сферы Крыма в современных условиях / Е.А. Косинская, И.Д.
Омельчук / Вопросы физической и духовной культуры, спорта и
рекреации: Сб. научн. трудов: Материалы IV Всеукраинской
научно-практической конференции «Перспективы развития
физической культуры, спорта и туризма». — Т. 2. — Симферополь,
2006.-С. 161-165.
4. Пазенок B.C. Філософія туризму: Навч. посібник / B.C. Пазенок,
В.К. Федорченко. — К.: Кондор, 2004. — 268 с.
5. Педагогіка туризму: Навч. noci6. для студенев вищих навчальних
закладів / За ред. проф. В.К. Федорченка, проф. Н.А. Фоменко, доц.
М.Л. Скрипник, доц. В.К. Цехмістрової — К.: Видавничий Дім
«Слово», 2004. — 296 с.

Анотація

У статті розглядаються проблеми вдосконалення системи професійної освіти i психолого-педагопчної підготовки фахівців у сфер
туризму. Надається коротка соціально-психологічна характеристика фахівця туристської діяльності. Представлений досвід підготовки
фахівців туристського профілю у вищому професійному училищі.

Ключові слова: туризм, професійна туристська освіта, педагогіка туризму.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы профессионального образования и психолого-педагогической
подготовки специалистов в сфере туризма. Предоставляется краткая социально-психологическая характеристика специалиста туристской
деятельности. Представлен опыт подготовки специалистов туристского профиля в высшем профессиональном училище.

Ключевые слова: туризм, профессиональное туристское образование, педагогика туризма.

Annotation

The problems of modernization of the system of professional education
and psycho-pedagogical training of the specialists in sphere of tourism
are discussed in the article. A short social-psychological characteristic
of the tourist activity specialist is given. The training experience of the
specialists in sphere of tourism in higher professional school is represented.

Key words: tourism, professional tourist education, pedagogy of
tourism.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.