Философия мирового туризма

 

Туризм появился почти полтора тысячелетия назад и за это время превратился из хобби немногочисленных представителей элиты в массовое увлечение. Ныне он считается одним из наиболее ощутимых проявлений процесса глобализации.

Изначально туризмом и путешествиями занимались лишь весьма состоятельные люди (исключением можно считать паломников, посещавших святые места). В XVIII веке приобрели огромную популярность путешествия для поправки здоровья — «на воды». В 1758 году в Великобритании была создана первая (и ныне существующая) туристическая компания Cox & Kings. Однако с началом промышленной революции и развитием коммуникаций, ситуация начала кардинально меняться. В мире — прежде всего, в Европе и Северной Америке — выросло благосостояние населения, у наемных работников появились гарантированные выходные, а в ряде случаев и отпуска. В результате, начало расти и количество туристов. В 1841 году британский предприниматель Томас Кук организовал железнодорожную экскурсию для 570 клиентов, впоследствии создал компанию Thomas Cook. Так появился массовый туризм.

Это было начало туристической революции, породившей огромное количество разновидностей туризма, индустрию курортов, особых финансовых инструментов (например, дорожных чеков), способствовавших созданию индустрии развлечений (многие праздники и фестивали организованы специально для привлечения туристов), систем коммуникаций, развитию большого спорта (например, Олимпиадам) и пр. В 1937 году Лига наций (предтеча ООН) впервые использовала термины «туризм» и «турист» в официальных документах. Туризмом стали назввать путешествие, совершаемое за пределы родной страны более, чем на сутки.

Ричард Шарпли и Дэвид Телфер, авторы книги «Туризм и развитие», отмечают, что в мире сложилась «государственная мода» на туризм. Лишь единичные страны не рекламируют себя как туристические центры. Туризм стал составной частью стратегических концепций экономического и социального развития. Туризм пытались и пытаются развивать страны, имеющие совершенно различные экономики и политические системы. К примеру, после распада СССР и прекращения советских субсидий Кубе туризм стал основным двигателем экономики острова Свободы. В 90-е годы Ирак организовал международную рекламную кампанию: «От Навуходоносора до Саддама Хусейна: 2.240 лет мира и процветания». Многие страны использовали туризм для того, чтобы трудоустроить людей, потерявших работу из-за упадка каких-либо других отраслей экономики.

В мире есть достаточно много государств, получающих львиную часть своих доходов за счет туристов. Так живут, например, европейские Монте-Карло и Сан-Марино, бюджет которых на 90% формируется за счет туристических поступлений. На Кипре в сфере туризма заняты 25% людей трудоспособного возраста. Даже в странах, имеющих диверсифицированные экономики, образуются специальные туристические зоны. К примеру, Лос-Анджелес в США менее чем за столетие превратился из маленького городка в огромный мегаполис. Причиной тому послужил его мягкий климат и близость к океану, что позволило ему стать сперва популярным местом отдыха, а впоследствии нарастить и другие экономические мускулы.

С другой стороны, у туризма имеются не только плюсы, но и минусы. В 1899 году норвежский экономист, работавший в США, Торстин Веблен, опубликовал книгу «Теория расслабляющегося класса», в которой впервые подметил основную черту консюмеризма: при совершении покупок люди стали руководствоваться иррациональными побуждениями. В частности, они стали покупать определенные товары, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к определенной социальной группе. Веблен уделил внимание и зарождавшемуся туризму. Он отметил, что современные ему американцы и европейцы путешествуют для того, чтобы их видели путешествующими. Отдых стал проявлением высшей элегантности и стильности.

Известный французский философ Жан Бодрильяр в 1980 году опубликовал книгу «Америка», которая была написана на основе его наблюдений за США. Бодрильяр отмечал, что Калифорния — любимое место любителей пляжного отдыха и серфинга — является новым типом цивилизации «курортного типа». По его прогнозу, с каждым годом в мире будет возрастать количество мест, предназначенных, прежде всего, для отдыха. Это приведет к апокалипсису, поскольку люди окажутся заинтересованными в «легкости» жизни и работы.

Американский историк Хэл Ротман, автор книги «Сделка с дьяволом», отмечает, что туризм позволяет оживить экономику. Однако он ведет к тяжелым и часто необратимым последствиям: наносится ущерб образу жизни местных жителей, они теряют политическую автономию, поскольку вынуждены в первую очередь учитывать мнения турагентств и туристов, страдает окружающая среда, в туристических центрах пропадает доступное жилье, от чего страдают сами местные жители и пр.

Историк Фебе Кропп, автор исследования «Культура и память современного американского места», утверждает, что туристы трансформируют мир под свои нужды, причем, когда меняются туристы — меняется и мир. Она описывает показательную метаморфозу, произошедшую с калифорнийским городком Палм-Спрингс. В начале ХХ века это был маленький курорт для туберкулезных больных. В 50-е годы он стал любимым зимним местом отдыха для элиты западных штатов США. В 60-е — популярным среди голливудских кинозвезд курортом. В 70-е годы он преобразился вновь — на сей раз его облюбовали состоятельные пенсионеры. В 90-е Палм-Спрингс стал местом отдыха геев и лесбиянок. В начале XXI века произошла новая метаморфоза: местное индейское племя создало на своей территории казино, в результате Палм-Спрингс начал превращаться в центр игорного бизнеса.

Дин МакКанелл, автор книги «Турист. Новая теория отдыхающего класса», считает, что турист — это апофеоз современного человека. С появлением туристов мир кардинально изменился — причем не внешне, но внутренне. Горы, реки, исторические памятники, народные обычаи, праздники превратились в туристические аттракционы. Организаторы поездок вольно или невольно создают новую реальность: туристы должны быть уверены, что видят подлинное, а не искусственное, хотя, по мнению МакКанелла, в туристических центрах серьезных различий между «настоящим» и «изготовленным для туристов» уже не существует. МакКанелл делает печальный вывод: из-за того, что все больше мест на планете превращается в курорты и туристические центры, туризм постепенно уничтожит неповторимые особенности местных культур.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.