Экологический туризм как концепция и компонент имиджевой политики туристского региона

 

Когда говорят о путешествиях в природу, то часто применяют термин экотуризм.
Между тем, экотуризм, с одной стороны, — это ниша на туристском рынке, имеющая
высокие темпы роста, а с другой, концепция, положение которой шире понятия
совместимости (имеется в виду положительное воздействие человека на природу).
Экотуризм является составной частью природного туризма, который по объему
больше чем ниша рынка и не концепция, а конкретный вид туризма, воздействие
которого может быть очень различным (от явно негативного до нейтрального и
положительного).

Несмотря на большое количество опубликованных за последние годы научных и
учебных работ, до сих пор не существует единого универсального определения
понятия «экологический туризм». На основе анализа большого количества
определений и трактовок экотуризма, предлагаемых как отечественными, так и
зарубежными специалистами, мы предлагаем свое определение «экологического
туризма».

Под экологическим туризмом мы предлагаем понимать туристские посещения
малоизмененных или неизмененных территорий, обладающих уникальными природными и
историко-культурными ресурсами, которые отвечают основным принципам устойчивого
развития туризма; всячески способствуют социально-экономическому развитию
регионов посещения; включают образовательный и познавательный компоненты;
содействуют повышению уровня экологической культуры путешествующих и жизненного
уровня местного населения, а также соблюдению достаточно жестких правил
поведения в природной среде.

Проанализировав приведенные выше дефиниции понятия «экотуризм», сделаем
некоторые выводы, которые можно определить как основные принципы экотуристской
деятельности:

— экотуризм стимулирует и удовлетворяет желание общаться с природой путем
целенаправленных путешествий в нетронутые или малоизмененные природные
территории, представленные во всем мире национальными и природными парками,
заповедниками, заказниками, памятниками природы и прочими категориями
резерватов.
— экотуризм отличается относительно слабым негативным влиянием на природную
среду, и является практически единственным видом использования природных
ресурсов в пределах ООПТ.
— экотуристская деятельность предотвращает негативное воздействие на природу и
культуру и побуждает туроператоров и туристов содействовать охране природы и
социально-экономическому развитию территорий.
— экотуризм сочетает отдых, развлечение и экологическое образование для
путешественников и подразумевает наличие определенных, довольно жестких правил
поведения.
— развитие экотуризма должно быть выгодным местному населению и не должно
противоречить его интересам и социально-экономическому развитию; следовательно,
предполагает, что местные сообщества не только работают в качестве
обслуживающего персонала, но и продолжают жить на охраняемой территории, вести
прежний уклад жизни, заниматься традиционными видами хозяйствования, которые
обеспечивают щадящий ре-жим природопользования.
— экотуризм — туристская деятельность на природе, приносящая прибыль для
сохранения природной среды, а также для улучшения жизненного уровня местного
населения.
— основными целями экотуризма являются: экологическое образование, повышение
культуры взаимоотношений человека с природой, выработка этических норм
поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу
природы и ее отдельных элементов, а также восстановление духовных и физических
сил человека, обеспечение полноценного отдыха в условиях естественной природной среды.

В одной из своих работ А.А. Дорофеев добавляет еще один не менее важный
признак, указывая что «экотуризму отводится «пионерная роль» в освоении новых
территорий, большое значение придается научно-исследовательским возможностям
экотуров». При определении экотуризма должны фигурировать три важнейших
признака, определяющих его границы — основной используемый рекреационный
ресурс; цель путешествия / рекреационного занятия; способ и характер путешествия.

Экологический туризм также является важным компонентом имиджевой политики ряда
регионов России. Авторы в течение многих лет проводят комплексные исследования
по проблемам развития экологического и эколого-культурного туризма в
пространстве культурных ландшафтов национальных парков Русского Севера (на
примере Кенозерского государственного национального парка). Мы пришли к выводу,
что большинство национальных парков и заповедников Крайнего Севера России в
перспективе ставят своей задачей формирование конкурентоспособного бренда своих
территорий с целью привлечения потока отечественных и иностранных туристов и
последующего развития регулируемого туризма — в основ-ном в форме экологического
и эколого-культурного.

Рубрика: Новости
Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.